Средняя Азия - Москва - Иерусалим в творчестве еврейских художников. Каталог выставки
Войдите в учётную запись, чтобы мы могли сообщить вам об ответе
Существует ли еврейское искусство? Этот вопрос неоднократно возникал еще в начале ХХ века. Как известно, вторая заповедь Торы запрещала делать изображения «того, что на небе вверху, на земле внизу и в воде ниже земли». Тем не менее, на протяжении веков создавались замечательные по художественной выразительности ритуальные изделия, синагоги украшались мозаиками и росписями, возникали поражавшие пластической мощью и красотой изображения на надгробных стелах, существовал еврейский лубок и иллюстрированные рукописи. Во всех этих произведениях люди изображались в образах символических животных. Однако лишь с конца ХIХ века еврейский народ перестал быть по преимуществу народом Книги. Постепенная секуляризация и ассимиляции культуры способствовали появлению одаренных еврейских художников, которые влились в европейское и русское искусство. В творчестве этих мастеров, несмотря на ассимиляцию, продолжали находить отражение разные грани еврейской души, прочитывалась народная судьба, воплощались национальные верования и психология, неповторимая пластика, вековая печаль и юмор, а также живущая в генах тяга к Востоку (причем не только к Ближнему).
Все это прямо относится к показанным на выставке произведениям, большую часть которых составляют картины хранящиеся в фондах Государственного музея Востока. Авторы этих произведений - российские художники еврейского происхождения разных поколений — от тех, кто начал творческий путь в начале прошлого столетия, до живущих в наши дни. На выставке представлены разнообразные виды Москвы, ибо в Москве жили, учились и работали едва ли не все участники выставки. Рядом с московскими улицами можно увидеть изображения еврейских местечек с их обитателями, загубленными в ХХ веке, но ожившими в произведениях изобразительного искусства. Москва оказалась также звеном, соединяющим два Востока — Средний и Ближний. Такие крупные мастера, как Р. Фальк, А. Лабас, М. Аксельрод, эвакуированные в еднюю Азию в годы Второй мировой войны, увидели там некое подобие древней земли Израиля. Еще один художник старшего поколения, Р. Мазель, оказавшийся в Туркестане еще во время Первой мировой войны и сформировавшийся там как оригинальный мастер, прямо соединял в своем искусстве библейские сюжеты с туркменскими реалиями. Павел Зальцман, ученик Филонова, проживший военные и последующие годы в Казахстане, включал в свое метафизическое искусство казахские и еврейские образы. Средняя Азия не только спасла еврейских художников от нацистского геноцида, но и вдохновила их на создание едва ли не лучших произведений. Последнее относится и к ныне живущим в России еврейским художникам. Значительный раздел выставки представляет современное искусство Израиля. Создание этого государства означало обретение евреями после двух тысячелетий рассеяния родного дома и не могло не оказать благотворного влияния на развитие национальной культуры. Произведения, показанные на выставке, созданы нашими бывшими соотечественниками, много работавшими в Средней Азии до репатриации в Израиль, где их творчество обогатилось новыми образами и стилистическими особенностями.
Отзывы не найдены